Перевод биографии Файруз с сайта Wikipedia |
1935-1950-е
– Ранние годы
Нухад Хаддад, позже известная как Файруз,
родилась 21 ноября 1935 года в Jabal
al Arz
в Ливане в семье христиан-маронитов. Ее
семья позже переехала в дом на мощенной
булыжником аллее “Zuqaq
el Blatt”
в Бейруте. Живя в одной комнате
типичного ливанского каменного дома
напротив Патриархальной школы Бейрута
они делили кухню с соседями. Ее отец,
Уади, иммигрировавший в Ливан из
сирийского города Алеппо, работал
наборщиком в типографии, а Лиза, ее мать,
оставалась дома и заботилась о четырех
детях, Нухад, Йуссеф, Хода и Амаль.
Нухад была робким ребенком и у нее не
было много друзей в школе. Она была очень
привязана к своей бабушке живущей в Debbieh,
деревне в горах Ливана, где Нухад
проводила лето. Нухад обожала простую
деревенскую жизнь. Днем она помогала
бабушке с работой по дому и носила
свежую воду из источника расположенного
неподалеку. Она часто пела по дороге к
источнику и обратно. Вечером Нухад
сидела при свечах с бабушкой слушая
рассказы о ее путешествии в Америку.
В десять лет Нухад была уже известна в
школе своим красивым голосом. Она часто
пела на школьных фестивалях и
праздниках. Именно так ее и заметил Mohammed
Fleifel, известный ливанский музыкант и
преподаватель в Консерватории Ливана,
который оказался на одном из школьных
праздников в феврале 1950 года. Ее голос и
исполнение сильно поразили его и по его
совету она поступила в консерваторию.
Поначалу отец Нухад придерживающийся
традиционных взглядов не хотел
отправлять свою дочь в консерваторию.
Однако, он разрешил Нухад посещать уроки
в консерватории при условии, что ее брат
будет сопровождать ее. Семья Нухад
поощряла ее хотя они и не могли
позволить себе многое. Однажды отец
сделал ей сюрприз подарив радио. Fleifel
по-отечески заботился о голосе Нухад.
Важно, что он научил ее декламации строк
из Корана (стиль чтения таджуид tajweed). Однажды, знаменитый ливанский музыкант
и глава музыкального отдела Ливанской
Радиостанции Halim el
Roumi (отец знаменитой ливанской певицы Мажиды
аль Руми) услышал пение Нухад. Ее голос
произвел на него глубокое впечатление и
он заметил, что ее голос обладает редкой
гибкостью позволяющей ей блестяще петь
и в восточной и в западной манере. По
просьбе Нухад, el Roumi
назначил ее певицей в хоре
радиостанции в Бейруте и написал
несколько песен для нее. Он выбрал для
нее имя «Файруз» что значит «бирюза» по-арабски.
Несколькими месяцами позже, Файруз
познакомили с братьями Рахбани, Асси и
Мансуром, которые также работали на
радиостанции музыкантами. Они сразу
почувствовали взаимную симпатию и
вскоре Асси начал сочинять песни для
Файруз, одной из которых была песня Itab
(третья песня, которую он сочинил для нее),
которая быстро стала шлягером по всему
арабскому миру и обеспечила Файруз
место среди самых выдающихся арабских
певиц на арабской музыкальной сцене.
Асси и Файруз поженились 23 января 1955
года и Файруз тогда обратилась в
греческое православие (вера Асси). У
Файруз было четверо детей: Ziad,
музыкант и композитор, Layal
(умерла в 1987 от инсульта), Hali
(парализованный с детства после
менингита) и Rima,
фотограф и кинорежиссер.
Ранние работы Файруз и Рахбани были
новаторскими смешиваниями восточных и
иностранных стилей (особенно
южноамериканской музыки под влиянием Eduardo
Bianco), которые сочетали особый вокальный
тембр Файруз с оригинальной музыкой
Асси и поэтическими текстами песен,
которые выражали невинную любовь и
ностальгию по ливанской сельской жизни. |
|
Файруз стала «Примадонной ливанского
пения» (по словам Халима аль Руми) в 1960-е.
В то время братья Рахбани написали для
нее сотни известных песен, большинство
оперетт и три кинофильма. В 1969 году,
музыка Файруз, несмотря на ее
популярность, была запрещена на
радиостанциях в Ливане в течение 6
месяцев по приказу ливанского
правительства из-за ее отказа петь на
закрытом концерте в честь президента
Алжира Houari Boumedienne
во время его визита в Ливан. Несмотря на
это, популярность Файруз поднялась еще
выше. Файруз ясно показала, что она не
будет петь для какого-то одного человека,
будь то король или президент, но всегда
будет петь для народа. 1970-е
– Международная слава и гражданская
война в Ливане
В 1971 Файруз стала известной на
международном уровне после большого
турне по Северной Америке, которое
получило очень благоприятные отзывы и
которое с большим волнением приняли и
арабы проживающие в Америке и
американцы. Многие считают, что 70е самый
важный этап ее карьеры когда сила и
совершенность голоса были в наивысшей
точке вместе с обилием музыкального
творчества братьев Рахбани. 1980-е
– Новая творческая команда
После творческого разрыва Файруз и
братьев Рахбани в 1979, Файруз продолжила
работу с сыном, композитором Ziad
Rahbani, его
другом поэтом-песенником Joseph
Harb и композитором Philemon
Wehbe. Вместе они создали новые альбомы,
которые принесли потрясающий успех и
укрепили образ Файруз как постоянно
прогрессирующей и самой выдающейся
арабской певицы. Joseph
Harb написал
для Файруз некоторые из его лучших
стихов, а Philemon
Wehbe сочинил для нее вечную чисто восточную
музыку любимую народом. Ziad,
со своей стороны, написал для Файруз
очень оригинальные песни с оттенками
джаза и мастерски оркестрованные
восточные песни. 1990-е
– настоящее время
В 1990-е, Файруз выпустила 7 альбомов (два
альбома в честь Philemon
Wehbe с новыми песнями, альбом Zaki
Naseef, три
альбома Ziad Rahbani и альбом в память об Assi
Rahbani с
оркестровкой Зиада) и провела много
больших концертов, прежде всего
исторический концерт на площади
Мученников в Бейруте (сентябрь 1994),
который ознаменовал возрождение
центрального района разрушенного
гражданской войной. Она выступила на
Международном Баальбекском фестивале в
1998 (после 25-летнего отсутствия) где она
исполнила наиболее яркие песни из трех
успешных пьес 60-х и 70-х. Файруз также
провела концерт в MGM
Grand Arena
в Лас-Вегасе (1999) на который собрались 16000
ливанцев со всей Америки и Европы. С тех
пор Файруз выступила на распроданных
концертах на Международном фестивале в
Бейтеддине (Ливан) с 2000 по 2003 года, США
(2003), Монреале (2005), Дубае, Абу Даби,
Баальбеке, Биле (2006), Афинах (2007), Дамаске
и Бахрейне (2008).
В настоящее время Файруз работает
исключительно со своим сыном
композитором Зиадом. Ее последний
альбом, Wala Keef,
вышел в 2002.
Ее выступление в 2008 году в Дамаске
вызвало значительные разногласия в
Ливане на фоне напряженных отношений
между Ливаном и Сирией. Несколько членов
парламента открыто призвали ее отменить
концерт. Она поехала в Сирию где была
встречена толпой из 7000 поклонников
кричащих ее имя на границе когда ее
машина проехала на сирийскую территорию.
Молитвы на радио были приостановлены в
то время как песни Файруз звучали день и
ночь почти во всех средствах массовой
информации Сирии. Каналы радио и
телевидения, сирийские спутниковые
передачи, рестораны, кафе и газеты
передавали легендарное возвращение
Файруз после 20-летнего отсутствия.
Несмотря на большие споры, эта поездка
не повлияла на ее популярность в Ливане
судя по многим сотням слушателей,
которые собрались возле церкви в
Западном Бейруте во время ее
выступления на православном
богослужении в Страстную пятницу.
Файруз проведет еще один большой
концерт в Сирии в августе 2008. Идут
подготовления и ожидается, что зрителей
будет более 60000. |
|
Файруз выступала один или более одного
раза во многих странах мира включая
Сирию, Иордан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар,
Бахрейн, Египет, Тунис, Алжир, Морокко,
Францию, Великобританию, Швейцарию,
Грецию, Канаду, США, Мексику, Бразилию,
Аргентину, Австралию, и конечно в своем
родном Ливане.
Файруз выступала на многих известных и
престижных сценах мира таких, как Royal
Albert Hall
в Лондоне в 1962, нью-йоркский Carnegie
Hall в 1971, London Palladium
в 1978, L’Olympia de Paris
в Париже в 1979, лондонский Royal
Festival Hall в 1986, Shrine
Auditorium в Лос-Анджелесе в 1971, 1981 и 2003, John F. Kennedy
Center for
the Performing
Arts в Вашингтоне в 1981 и 1987 и многие другие.
Почти каждый концерт Файруз бил рекорды
месяц за месяцем, год за годом во многих
странах мира. Файруз, Асси и Мансур стали
самым известным и наиболее влиятельным
музыкальным феноменом в арабском мире и
их успех распространился за пределы
арабского мира в Европу, Америки и
Австралию.
Из многочисленных концертов только
концерт в Олимпии в 1979 (только звук,
видео выпущено в свет в 80-е) и концерт в
Лас-Вегасе в 1999 были официально выпущены
в продажу. Существуют пиратские версии
других концертов: Кувейт 1966, Сирия и
Египет 1976, Олимпия 1979, Австралия 1984,
Сирия 1985, Бахрейн 1987, Франция 1988, Лондон
1994, MGM Grand
Arena в Лас-Вегасе
1999 (этот концерт выпущен целым DVD
с показом организации концерта), части
недавних четырех концертов в Бейтеддине
(2000-2003) и части пьесы “Sah
Ennawm”
поставленной в Бейруте в 2006. Театральные
работы
Музыкальные пьесы или оперетты были
основными произведениями тройки Файруз,
Асси и Мансур. Братья Рахбани создали 25
популярных музыкальных пьес (20 с Файруз)
за более чем 30 лет. Вероятно они были
первыми основателями арабского
музыкального театра мирового уровня.
Мюзиклы сочетали богатые сюжеты,
поэтичные тексты песен и диалоги,
разнообразные изобретательные
музыкальные композиции от ливанских
народных и ритмических стилей до
классических, западных и восточных
песен, мастерскую оркестровку и чарующе
красивый голос и исполнительский талант
Файруз, которая играла ведущие роли с
певцами/актерами Nasri
Shamseddine, Wadi' El
Safi (самый выдающийся ливанский певец),
Antoine Kerbaje, Elie Shouayri (Chouayri),
Hoda (младшая
сестра Файруз), William
Haswani, Raja Badr,
Siham Chammas
(Shammas), Georgette Sayegh
и многими другими.
Эти пьесы являются достаточным
доказательством выдающегося таланта
Файруз как певицы и актрисы. Пьесы
Рахбани выражали патриотизм, любовь без
взаимности и ностальгию по сельской
жизни, комедию, драму, философию и
современную политику, таким образом
воплощая саму душу Ливана. Песни
исполненные Файруз в этих пьесах стали
очень популярными среди ливанцев и
арабов во всем мире. Файруз и братьев
Рахбани совместно создали следующие
мюзиклы (в хронологическом порядке): "Ayyam
al Hassad"
(«Дни сбора урожая» - 1957) Дискография
Репертуар Файруз состоит из примерно 1500
песен из которых выпущено около 800. За
многие годы она также получила
престижные награды и звания. На данный
момент официально выпущено около 85 CD,
пластинок и кассет. Большинство песен в
этих альбомах были написаны братьями
Рахбани. Также есть песни написанные Philemon Wehbe, Ziad
Rahbani, Zaki Nassif,
Mohamed Abd El
Wahab, Najib Hankash
и Mohamed Mohsen.
Множество работ Файруз не выпущены.
Большинство из них относятся к концу 40-х,
к 50-м и началу 60-х и они были написаны
братьями Рахбани (некоторые
невыпущенные песни, самые старые,
сочинил Halim el
Roumi). Замечательный альбом Файруз написанный
египетским музыкантом Riad
al Sunbati
(работавший с Umm Kulthum) был создан в 1980-е и ждет своего выхода.
Считается, что существует 15
невыпущенных песен написанных Philemon Wehbe. Фильмы
Файруз и братья Рахбани также
участвовали в съемке фильмов. Они сняли
три качественных фильма: "Biyaa
El Khawatem"
(Продавец колец) в 1965 (основанный на
мюзикле),
Эти три фильма собрали много зрителей в
арабском мире и в кинотеатрах по миру и
еще лучше представили Файруз арабским и
мировым зрителям. Эти фильмы выпущены на
продажу. |
Телевизионные
программы
Ливанское телевидение показало
следующие телевизионные передачи с
участием Файруз: "Al
Iswara" (Браслет)
Другие передачи были записаны для
сирийского телевидения, хотя ни они ни
упомянутые выше передачи не были
выпущены на продажу. Документальные
фильмы Есть
пять документальных фильмов о ее жизни и
работе с братьями Рахбани: 1971: Fairuz
in America
(Файруз в Америке) 1998:
Fairuz 1998: Alone
They Remain
(Они остаются в одиночестве) 2003: We
Hielden Zoveel
Van Mekaar
(Мы так любили друг друга) |
Многие музыканты, поэты, ученые, критики
и певцы мира были глубоко поражены
голосом и игрой Файруз. Следующие цитаты
выражают восхищение некоторых из них:
«Файруз пришла в арабский мир внезапно,
как чудо. В то время, когда условности и
предсказуемость отягощали арабское
пение и национальный дух был в низшей
точке, ее голос прозвучал, как будто
издалека, мелодиями спасения и радости.
Это полностью изменило арабскую музыку.
Ностальгический, но живой, печальный, но
непокорный, фольклорный, но все же такой
новый, ее голос был в течение около 30 лет
быть может единственным, который
казался настолько способным на
ликование в почти мировом смысле.
Поочередно то мистическое и любовное, то
грустное и пламенное, ее пение выразило
с преследующей яркостью всю
эмоциональную гамму арабской жизни.
Часто певцы доставляют слушателям
удовольствие, как и предполагается. Она
же часто дарит им, сверх ожидания,
головокружительный восторг.» - Jabra
Ibrahim Jabra (палестинский
автор, 1919–1994)
«В песнях Файруз мы чувствуем искусство
посвященное человеку, страданию
человека и надеждам людей на
достойную и радостную жизнь.» - Fouad
Badawi
«После многих лет жажды, пришел голос
подобный свежей воде. Облако, любовное
письмо с другой планеты: Файруз
переполнила нас восторгом. Названия и
метафоры слишком малы чтобы определить
ее. Она одна источник доброты в нас и к
ней относят себя все ищущие любви и
поэзии. Когда поет Файруз, за ее голосом
следуют горы и реки, мечети и церкви,
кувшины масла и хлеб. Через нее
расцветают наши души, а ведь раньше мы
были всего лишь песком. Люди бросают
оружие и извиняются. Слыша ее голос, наше
детство создается заново.»
- Nizar Qabbani (знаменитый сирийский поэт и дипломат,
1923-1998)
«Мое счастье не только в том, что я живу в
эпоху Файруз, но также и в том, что я
принадлежу ее народу. У меня нет страны,
кроме ее голоса, нет семьи, кроме ее
народа и нет солнца, кроме луны ее напева
в моем сердце.» - Ounsi
el-Hajj (известный
ливанский журналист)
«Действительно, Файруз принадлежит к
числу уникальных музыкантов и
выдающихся деятелей мирового искусства.
Она мировое сокровище уровня
Ростроповича, Силлса (Sills),
Рави Шанкара (Ravi Shankar), Майлза Дэвиса (Miles
Davis),
Сазерленда (Sutherland),
Паваротти (Pavarotti)
и Дилана (Dylan)»
- Barry Hoberman (ученый
из Гарвардского университета).
«Голос Файруз единственный самый
красивый голос, который я когда-либо
слышала. В ее голосе встречаются и
смешиваются Восток и Запад.» - Anna Korsek (венгерская
оперная певица). |
|